В этом материале рассмотрим правила выдвижения тезиса и аргументов, а также некоторые виды логических ошибок, связанные с нарушением этих правил.
Считается, что частным случаем аргументации является доказательство. Если убеждать – это создавать впечатление, вселять уверенность, что истинность тезиса доказана, делать слушателей единомышленниками, соучастниками своих замыслов и действий, то доказывать – означает устанавливать истинность какого-либо положения.
Правила выдвижения тезиса и аргументов
Чтобы уметь находить логические ошибки в доказательстве, надо знать основные правила выдвижения тезиса и аргументов.
Правила относительно тезиса:
- тезис должен быть четко сформулирован;
- тезис должен оставаться неизменным в ходе данного доказательства;
- тезис не должен содержать в себе логического противоречия.
Правила относительно аргументов:
- в качестве аргументов должны быть использованы истинные положения;
- истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса;
- аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.
При нарушении этих правил в доказательстве и возникают различные логические ошибки.
Некоторые логические ошибки, относящиеся к тезису.
Подмена тезиса. Доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут. Эта ошибка может быть непроизвольной, неумышленной.
Говорящий не замечает, как он с одного тезиса переходит на другой. Однако нередко приходится сталкиваться с намеренным искажением тезиса, с приписыванием ему другого смысла, сужением или расширением его содержания. Это делают, чтобы поставить оппонента в неловкое положение.
Т. В. Анисимова, Е. Г. Гимпельсон в учебном пособии «Современная деловая риторика» рассматривают конкретные формы уклонения от тезиса в ораторской практике:
-
Потеря тезиса. Тема оказалась слишком сложной, и оратор не может ее раскрыть, но поскольку он должен говорить, то освещает более знакомый или простой вопрос. Сюда же можно отнести случаи, когда оратор неправильно понял тему и говорит не о том, что в ней предполагалось рассматривать.
-
«Лоскутное одеяло». В одном выступлении говорящий затрагивает и пытается решить несколько мало связанных между собой вопросов. При этом каждая проблема более или менее четко формулируется, но не аргументируется.
-
«Утопленный тезис». У оратора есть единая основная мысль, но он не может донести ее до аудитории. Тезис либо совсем теряется в неумелых рассуждениях, либо воспринимается как два разных тезиса.
-
«Ассоциативный тип построения речи». В этом случае у выступающего совсем нет тезиса. По мере высказывания первой мысли в его голове возникает вторая, из нее вытекает третья и т.д. В начале речи оратор не знает, где окажется в конце.
Логические ошибки, относящиеся к аргументам
Ложное основание или основное заблуждение. Тезис обосновывается ложными суждениями, которые выдаются за истинные. Некоторые ораторы ссылаются иногда на несуществующие документы, якобы опубликованные материалы, на исследования, которые на самом деле не проводились, искажают статистические данные и т.д. Однако эта ошибка может быть и непреднамеренной, она возникает из-за недостаточной компетентности человека.
Предвосхищение основания. В качестве аргумента берется недоказанное положение, которое само нуждается в доказательстве: «Современные дети непослушны, агрессивны, потому что их аура окрашена в глубокий синий цвет – индиго».
Порочный круг или круг в доказательстве. Тезис обосновывается аргументами, а аргументы выводятся из этого же тезиса, например: учитель на уроке в школе, объясняет: «Самолеты летают, потому что они летательные аппараты, которые могут летать…».
Обнаружить эту ошибку в рассуждениях не всегда бывает легко, поэтому иногда она остается незамеченной и создается впечатление, что выдвинутый тезис доказан.
Логические ошибки, как уже отмечалось, бывают не преднамеренными и намеренными. Не преднамеренные ошибки могут возникать из-за отсутствия у человека логической культуры, эмоциональности во время обсуждения и т.д.
Намеренные ошибки – это логические уловки, умышленно ошибочные рассуждения, которые выдаются за истинные. Такого рода ошибки называют софизмами (греч. sophisma – измышление, хитрость).
В этом материале рассмотрены некоторые очень важные для ораторской практики ошибки. Есть и другие логические ошибки.