В некоторых жанрах публичных выступлений есть необходимость доказывать какое-либо положение, суждение. Процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником называется аргументацией.
Что такое аргументы?
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, документы и т.п. Тезис — главная мысль выступления, выраженная словами, суждение оратора.
Аргументы, которые приводит оратор, можно классифицировать по-разному. В этой статье рассмотрим виды аргументов, выделяемые с точки зрения преобладания в них логики или психологических моментов. По этому основанию аргументы традиционно делят на аргументы по существу дела (сильные аргументы, логические) и аргументы «к человеку» (психологические аргументы, психологические уловки). Последние в логике называются слабыми, но, с точки зрения риторики, они нередко могут оказать сильное воздействие, особенно в сочетании с аргументами по существу дела).
Виды логических аргументов (по существу дела)
К аргументам по существу дела обычно относят:
- научные аксиомы;
- положения законов и официальных документов;
- законы природы, выводы, подтвержденные экспериментально;
- заключения экспертов;
- ссылки на признанные по данному вопросу авторитеты;
- цитаты из авторитетных источников;
- показания очевидцев;
- статистические данные и некоторые др.
Далее, рассмотрим аргументы к человеку, поскольку они используются так же часто, как и аргументы к существу дела. Цель их привлечения – воздействовать на слушателей эмоционально.
Виды аргументов «к человеку»
Аргументы к человеку могут быть корректными и некорректными. Все зависит от личности выступающего, его внутреннего ценза, умения адекватно оценить ситуацию.
Аргументы к человеку, как правило, имеют, условные названия:
- Аргумент к невежеству (незнанию) – нередко оказывается эффективным и повышает убедительность речи оратора. Это происходит потому, что многие слушатели, не понимая тех или иных терминов, не зная тех или иных фактов, боятся в этом признаться. В результате недоказанные и сомнительные факты успешно выдаются за безусловно истинные. В силу этого возникает ощущение правоты, превосходства оратора в обсуждаемом вопросе. Такую аргументацию нередко можно определить по фразам типа: «Наукой доказано, что…», «Всем известно, что…», «Даже школьник знает, что…», «Американские исследователи установили, что…».
- Аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал аудитории или оппоненту в споре для достижения, как правило, внешнего согласия. «Но мы-то с Вами умные люди и поэтому понимаем, что…», «Как выдающийся специалист в… Вы не можете не согласиться с…».
- Аргумент к авторитету – ссылка на высказывания или мнения известных людей, общественных деятелей, ученых, писателей в поддержку своего мнения. Этот аргумент ярко проявляется, когда ссылаются на мнение уважаемого и популярного в аудитории человека, но не специалиста по рассматриваемой проблеме.
- Аргумент к силе («к палке») – угроза неприятными последствиями, применением насилия.
- Аргумент к жалости – возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия. В результате под действием этих эмоций аудитория или оппонент вынуждена принять тезис говорящего.
- Аргумент к личности – А. Л. Никифоров в учебном пособии «Логика» (2001 г.). аргумент к личности характеризует так: «предмет спора оставляют совсем уже в стороне и нападают на личные особенности оппонента – черты внешности, убеждения, вкусы, поведение и т.п., переходят, как говорят, «на личности».<…> Прежде всего, конечно, нападают на особенности внешнего облика: «С таким носом, а еще спорить лезет!» и т.п. Часто приводят оппонента в смущение указанием на то, что его собственное поведение расходится с защищаемым им тезисом».
Как повысить эффективность аргументации?
Рассмотрим некоторые рекомендации профессора И. А. Стернина («Практическая риторика»), связанные с повышением эффективности аргументации.
- Выступать нужно достаточно эмоционально, чтобы этими эмоциями «заразить» аудиторию. Эмоция в публичном выступлении перед современной аудиторией оказывается очень сильным риторическим средством. При этом эмоциональность оратора должна быть заметна аудитории, но она не должна доминировать над самим содержанием его выступления.
- Не следует делать опору только на логическую аргументацию.
- Необходимо всегда обращаться к интересам аудитории, жизненно важным для слушателей фактам, к актуальной для них информации (это хорошо описано у П. Сопера в работе «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать»).
- В изложении иногда нужно отвлекаться, чуть-чуть отклоняться от основной темы, чтобы дать слушателям возможность немного расслабиться.
- Легче убедить, если речь лаконична, поскольку краткие выступления хорошо запоминаются и кажутся аудитории более умными и правильными.
- Эффективно использовать ссылки на авторитеты. По Полю Соперу, существует три основных типа ссылок на авторитет: ссылка на авторитет оратора, на авторитет общественного мнения и на авторитет сведущих лиц.
- Убедительность речи повышает использование цифр, наглядность (графики, таблицы на презентации), яркие примеры и т.п.
- Необходимо использовать юмор, поскольку он улучшает восприимчивость аудитории к аргументам оратора, подрывает доверие к аргументам оппонента.
Таковы основные общие правила аргументации, соблюдение которых даст оратору возможность повысить эффективность своего воздействия на аудиторию при соблюдении многих других условий.