Как убедить собеседника? 12 правил, помогающих эффективно убеждать | РИТОРУ.РУ 
РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

Риторика часто определяется как наука убеждать, но что такое убеждение? Убеждение, по словам Ю. В. Ивлева  – «это определенная деятельность и результат этой деятельности.

Убеждение как результат деятельности – полная уверенность в чем-то (в истинности утверждения, системы утверждений, обоснованности концепции, правильности решения и т. д.). Убеждение как процесс – это деятельность по формированию такой уверенности«.

Как же повысить убедительность своей речи? В этой заметке рассмотрим 12 правил, помогающих убедить (по В. П. Шейнову):

Правило Гомера. Расположение ваших аргументов влияет на их убедительность. Во многих случаях наиболее убедителен следующий порядок аргументов: сильный – средний — самый сильный. Однако силу или слабость аргумента определяет не оратор, а его аудитория. Именно поэтому всегда есть риск выбрать неудачный для конкретной ситуации вариант расположения аргументов.

Правило Сократа. Хотите получить положительный ответ по очень важному для вас вопросу? Тогда поставьте этот вопрос на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, по которым он без затруднения скажет «да». После двух «да» легче получить положительный ответ по третьему вопросу.

Правило Паскаля. Не загоняйте оппонента в угол. Паскаль считал: «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции». Поэтому, чтобы оппонент имел возможность отступить «сохранив лицо» надо дать возможность выйти из затруднительного положения, а оппонент не будет чувствовать при этом неловкость, дискомфорт.

4 правило: убедительность аргументов во многом зависит от имиджа и статуса убеждающего. Одни и те же слова, произнесенные рядовым сотрудником и директором компании, имеют разную силу воздействия.

5 правило: не понижайте свой статус, не принижайте себя. Не следует начинать выступление или совещание со слов: «Я плохо подготовился», «Я сегодня плохо себя чувствую, поэтому вряд ли получится что-либо путное», «Я не оратор, но я попробую» и т. д.

6 правило: не принижайте статус партнера по общению. Проявление неуважения, пренебрежения к собеседнику вызывает у него негативную реакцию, а иногда и приводит к конфликту.

7 правило: к аргументам приятного нам собеседника мы относимся менее критично, чем к аргументам неприятного. Поэтому важно производить приятное впечатление. Так, приятное впечатление на аудиторию во время публичного выступления вы производите, если у вас грамотная речь (пройдите наш тест на грамотность), приятные манеры, внешний вид,  смотрите на слушателей и т.д.

8 правило: желая переубедить оппонента, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с ним. Это сделает общение более продуктивным.

9 правило: проявите эмпатию. Эмпатия – это способность к постижению эмоционального состояния другого человека в форме сопереживания. Эмпатия помогает поставить себя на место собеседника, понять ход его мыслей, что им движет, что кроется за занятой позицией.

10 правило: будьте хорошим слушателем. Внимательно слушая, можно найти слабые места в аргументации оппонента, заметить подмену понятий и др.

11 правило: избегайте конфликтогенов. Конфликтогенами могут быть: демонстрация своего превосходства, агрессии, невоспитанности, грубости, угрозы, насмешки; высказывание замечаний, хвастовство, безапелляционность, навязывание советов, перебивание собеседника, обман, утаивание информации и др.

12 правило: покажите, что ваше предложение удовлетворяет какие-либо потребности собеседника (его интересы): физиологические, потребность в безопасности, принадлежать какой-либо общности, в уважении, признании, в самореализации, духовные потребности.

Материалы по теме:

Склоняются ли фамилии на ян?
Очень часто спрашивают, склоняются ли армянские фамилии на ЯН? Отвечаем на вопрос.
Склоняется ли фамилия Шмидт?
В последние время очень многие спрашивают на форумах и в социальных сетях, склоняется ли фамилия Шмидт и другие похожие на неё.
Как по-русски написать e-mail?
Разберемся в вопросе, как по-русски написать e-mail? На сайтах сети Интернет и в различных документах можно встретить три варианта написания: имейл, и-мейл и даже и-мэйл. ...
В чем специфика публичной речи?
Какую речь можно назвать публичной? В чем специфика публичной речи?  В данной заметке рассмотрим вопрос о том, чем характеризуется публичная речь.
Деловая беседа: функции, виды, этапы, приемы и рекомендации
Что такое деловая беседа? Деловая беседа - это форма устной деловой коммуникации между людьми, связанными профессиональными отношениями. Участники таких бесед чаще всего – это сотрудники ...