Этапы подготовки публичной речи | РИТОРУ.РУ 
РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

Этапы подготовки публичной речи в рамках риторического канона мы описывали здесь. Однако в литературе встречаются и другие интересные схемы (модели). Так, довольно широкое распространение получила схема, представленная в учебном пособии «Русский язык и культура речи» (Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова и Е. Ю. Кашаева). Пусть вас не смущает название учебного пособия, ведь публичная речь обязательно изучается в рамках культуры речи в вузах России. В этом учебном пособии этапы описаны (примерно) следующим образом:

  1. Выбор темы и определение целевой установки.

Подготовка к любому публичному выступлению начинается с выбора темы речи (если она не задана кем-то заранее, как это бывает в процессе обучения в вузе).

Выбрав тему, надо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.

Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Оратор должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается (чего я хочу в результате?). Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата (нередко приводит к провалу).

  1. Подбор материалов для речи.

Оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по теме выступления. С этой целью можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную литературу, справочники, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, информацию интернет-ресурсов (в основном официальных и авторитетных), собственные знания и опыт, размышления и наблюдения.

При подготовке к выступлению важно использовать материал, имеющий отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идёт речь (обращение к интересам аудитории — важное условие на пути к успеху, по мнению П. Сопера). Такой материал обычно привлекает внимание слушателей, вызывает интерес к освещаемой теме.

  1. Изучение и анализ отобранного материала.

Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи.

Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории (всегда надо держать в уме образ аудитории).

  1. Разработка плана выступления.

На этом этапе важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Речи, написанные без предварительно составленного плана, часто имеют существенные композиционные недостатки (о некоторых мы писали в большой статье по композиции речи). Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведённое для выступления время и т. д.

  1. Работа над композицией.

После написания плана любому оратору необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой и уже привычной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение. Каждая часть имеет свои особенности и выполняет функции, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторскому выступлению.

  1. Написание текста выступления.

Многие риторы рекомендуют сначала написать черновик текста речи, чтобы потом можно было её доработать, устраняя ошибки, неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т. д. Подготовка письменного текста, хотя и не обязательна, имеет много преимуществ. Написанную речь можно прочитать родственникам, друзьям, коллегам и учесть их мнение, потому что со стороны недостатки становятся заметнее. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Кроме того, написанный текст дисциплинирует вас, даст возможность избежать повторений, неудачных формулировок, оговорок, заминок, сделает  речь более уверенной и т. п.

Как видим — эта схема отражает докоммуникативные этапы подготовки выступления. Она более подробная, но не противоречит риторическому канону (хотя немного усложняет его, составление плана можно было бы отнести к работе над композицией).