Этапы подготовки публичной речи в рамках риторического канона мы описывали здесь. Однако в литературе встречаются и другие интересные схемы (модели). Так, довольно широкое распространение получила схема, представленная в учебном пособии «Русский язык и культура речи» (Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова и Е. Ю. Кашаева). Пусть вас не смущает название учебного пособия, ведь публичная речь обязательно изучается в рамках культуры речи в вузах России. В этом учебном пособии этапы описаны (примерно) следующим образом:
- Выбор темы и определение целевой установки.
Подготовка к любому публичному выступлению начинается с выбора темы речи (если она не задана кем-то заранее, как это бывает в процессе обучения в вузе).
Выбрав тему, надо подумать о её формулировке. Название речи следует сделать чётким, ясным и кратким. Оно должно отражать содержание выступления и обязательно привлекать внимание слушателей.
Приступая к подготовке речи, необходимо определить цель выступления. Оратор должен ясно представлять, для чего, с какой целью он произносит речь, какой реакции слушателей добивается (чего я хочу в результате?). Отсутствие определённой целевой установки снижает эффективность выступления, не позволяет оратору добиться желаемого результата (нередко приводит к провалу).
- Подбор материалов для речи.
Оратору необходимо собрать как можно больше данных, сведений, фактов, примеров, иллюстраций по теме выступления. С этой целью можно использовать самые разнообразные источники: официальные документы, научную литературу, справочники, статьи из газет и журналов, передачи радио и телевидения, информацию интернет-ресурсов (в основном официальных и авторитетных), собственные знания и опыт, размышления и наблюдения.
При подготовке к выступлению важно использовать материал, имеющий отношение к жизни слушателей или того коллектива, региона, о котором идёт речь (обращение к интересам аудитории — важное условие на пути к успеху, по мнению П. Сопера). Такой материал обычно привлекает внимание слушателей, вызывает интерес к освещаемой теме.
- Изучение и анализ отобранного материала.
Собрав необходимый материал, оратор должен его внимательно изучить, осмыслить, систематизировать, определить, что именно можно будет использовать в речи.
Настоящая подготовка к выступлению, по мнению специалистов, заключается в том, чтобы выработать собственное отношение к предмету речи, сформулировать свои мысли по тому или иному вопросу, проанализировать свои идеи с позиций будущей аудитории (всегда надо держать в уме образ аудитории).
- Разработка плана выступления.
На этом этапе важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план. Речи, написанные без предварительно составленного плана, часто имеют существенные композиционные недостатки (о некоторых мы писали в большой статье по композиции речи). Оратор, не продумавший плана выступления, нередко «уходит» от основной темы, не укладывается в отведённое для выступления время и т. д.
- Работа над композицией.
После написания плана любому оратору необходимо поработать над композицией выступления, над построением отдельных частей своей речи. Наиболее распространённой и уже привычной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение. Каждая часть имеет свои особенности и выполняет функции, которые необходимо учитывать во время подготовки к ораторскому выступлению.
- Написание текста выступления.
Многие риторы рекомендуют сначала написать черновик текста речи, чтобы потом можно было её доработать, устраняя ошибки, неточные слова, подбирая наиболее яркие выражения для передачи своей мысли и т. д. Подготовка письменного текста, хотя и не обязательна, имеет много преимуществ. Написанную речь можно прочитать родственникам, друзьям, коллегам и учесть их мнение, потому что со стороны недостатки становятся заметнее. Написанная речь легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Кроме того, написанный текст дисциплинирует вас, даст возможность избежать повторений, неудачных формулировок, оговорок, заминок, сделает речь более уверенной и т. п.
Как видим — эта схема отражает докоммуникативные этапы подготовки выступления. Она более подробная, но не противоречит риторическому канону (хотя немного усложняет его, составление плана можно было бы отнести к работе над композицией).