Мнения людей по самым разным вопросам часто не совпадают. В таких случаях мы сталкиваемся с разногласиями, которые традиционно называют спором. В этом материале рассмотрим виды спора.
«Спор – это публичное обсуждение проблем, интересующих участников обсуждения, вызванное желанием как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах: это столкновение различных точек зрения в процессе доказательства и опровержения» («Культура русской речи»).
Таким образом, спор представляет собой столкновение мнений или позиций. В споре стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и нередко критикуют аргументы и представления другой стороны. В реальности далеко не всегда участники спора «имеют желание как можно глубже, обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах». Часто в споре стороны (или одна из сторон) стремятся просто победить, достичь своей конкретной цели любой ценой. Поэтому принято выделять основных виды спора по цели — дискуссия и полемика.
Дискуссия – публичный научный или политический спор, преследующий цель путем сопоставления разных точек зрения найти правильное решение проблемы; это публичный спор на установление истины. В дискуссии принято использовать только корректные приёмы спора, соблюдать правила культурного речевого поведения.
Полемика – публичный спор, в котором участники преследуют цель доказать свою правоту и опровергнуть мнение собеседника; это публичный спор на победу. Поскольку это спор на победу, в полемике используются как корректные, так и не корректные приёмы спора.
В споре очень важно соблюдать культуру общения. Кроме того, нужно обратить внимание на допустимые и недопустимые приемы спора. Так, А. А. Ивин в книге «Основы теории аргументации» обращает внимание на следующие приемы:
Корректные приемы спора:
- Концентрация действий. Когда замечаем, что при каком-то аргументе противник смутился, замялся, нападаем на него с удвоенной силой с вопросами, затрагивающими именно этот аспект спора.
- Эффект внезапности (самый важный довод приберечь к концу спора).
- Оттягивание возражения (выигрываем время на обдумывание ответного высказывания, например, задавая уточняющие или встречные вопросы).
- Не занимать с самого начала жесткую категорическую позицию, чтобы, если проиграли, можно было сказать: «Я и не утверждал, что <…> просто были некоторые сомнения».
- Взять слово в самом конце спора (тот, кто говорит последнее слово, в споре оказывает в более выгодном положении, его слова запомнятся аудитории).
Некорректные приемы спора:
- Неправильный выход из спора (оппоненту не дают возможности говорить и тем самым срывают спор).
- Организация «хора» полуслушателей-полуучастников спора (в аудитории может скрыто присутствовать группа поддержки, которая, например, будет встречать аплодисментами слова «своего» участника спора и мешать говорить оппоненту).
- Использование ложных и недоказанных аргументов.
- Вывести противника из себя. С. И. Поварнин в книге «Искуство спора. О теории и практике спора» (1923 г.) очень точно описал прием:
«Для этого пускают в ход грубые выходки, «личности», оскорбление, глумление, издевательство, явно несправедливые, возмущающие обвинения и т.д. Если противник «вскипел» – дело выиграно. Он потерял много шансов в споре. <…> Перестал соображать совсем и, конечно, «провалился»».
- Говорить очень быстро, выражая свои мысли в усложненной форме, сменяя одну мысль другой. Как отмечает С. И. Поваринин, «наиболее наглые иногда не стесняются приводить мысли без всякой связи, иногда нелепые, и пока медленно мыслящий и честный противник старается уловить связь между мыслями, никак не предполагая, что возможно такое нахальство, они уже с торжествующим видом покидают поле битвы. Это делается чаще всего перед такими слушателями, которые ровно ничего не понимают в теме спора, а судят об успехе или поражении – по внешности».
С точки зрения культуры речи и риторики использование некорректных приемов в дискуссии недопустимо.