Речь академика Д.С. Лихачева, известного специалиста в области русской литературы, произнесенная в театрально-концертном зале Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов СПбГУП по случаю Дня школьного библиотекаря в Университете 24 апреля 1999 года.
Всякая образованность создается чтением и книгами
Мне очень приятно слышать все, о чем говорил Даниил Александрович (Гранин) по поводу влияния книг на наш язык. Я бы еще хотел дополнить. Очень важны были народные пословицы, шутки, которые входили в обиход данной школы и данной семьи. Семейный язык, семейные шутки крепили нравственность семьи, обогащали общение. Пушкин создал язык русской культуры. Именно он должен быть у всех нас, а не обычное сейчас для школьников и многих других сквернословие. И еще я бы хотел упомянуть Псалтырь — великий источник образов.
Во времена моего детства преподавание Закона Божия было обязательным для всех школ. И теперь часто приходится слышать предложение вернуть этот предмет в школьную программу. Думаю, вопрос этот очень важен и не столь прост, как кажется. В последнее время, к несчастью, религия стала новой причиной разделения людей. Раньше этого не было. До революции Зимний дворец охранялся татарами, сохранявшими свою религию, и никого это не смущало. Люди некоторых профессий принадлежали к той или иной нации, живущей в России, и это тоже не было причиной разрозненности и неприязни. Кроме того, была замечательная вещь, о которой мы забыли: отсутствие деления территории нашей страны по национальному признаку. Были губернии: Нижегородская, Таврическая и так далее. Всякое деление по какому-нибудь признаку таит в себе очень большую опасность роста вражды на этой почве. Поэтому представить себе класс в школе, в котором часть учеников будет заниматься Законом Божиим православным, а часть, скажем, Кораном и магометанством, — трудно. Это даст новый повод для разделения и драк в школе. Кстати сказать, взаимоотношения народов в Татарстане, в Казани сразу после войны достигли очень большой напряженности. Были даже убийства на национальной почве, и этого забывать нельзя. Поэтому преподавание Закона Божия православного, католического, протестантского или ислама — это, конечно, очень важно для воспитания нравственности. Но это должно быть вне стен школы. Церковь должна позаботиться о том, чтобы устроить воскресные школы, как это делается во многих культурных странах мира. Школа же должна преподавать лишь элементы Закона Божия. Моя дочь, когда работала в Академии художеств, ввела курс «Мировые сюжеты живописи» и рассказывала в нем, что такое Сретенье, Рождество, Пасха. Несмотря на элементарность объяснений, они принимались очень хорошо, и студенты толпами ходили на ее лекции слушать эти рассказы, пока курс не признали идеологически не выдержанным и не закрыли.
Думаю, есть такой выход: рассказывать об элементах Закона Божия различных религий, знакомить православных с исламом, а магометан — с православием. Это очень важно. И нужно делать это с большой осторожностью, чтобы не настраивать одних школьников против других.
Помню, когда экспозиция Дрезденской галереи была представлена в Музее изящных искусств в Москве, мы с семьей поехали на эту выставку. Там ходили толпы людей, ничего не понимавших в сюжетах картин, и среди них я заметил крестьянку с детьми. Она троим детям рассказывала о сюжетах картин. К ним присоединялись люди, одетые как горожане, хотели послушать ее, потому что этих толкований они просто не знали. И это был позор нашей образованности. Думаю, моя точка зрения ясна. Необходимо, чтобы церковь позаботилась о создании воскресных школ и в этих школах преподавание Закона Божия начиналось бы с урока отношения к другим религиям.
Но лучшие качества в человеке воспитывались не только на уроках — будь то Закон Божий или арифметика. В моей школе настоящим центром нравственного воспитания была библиотека и ее хозяйка — необыкновенный человек, школьный библиотекарь. В школе все знали часы приема и выдачи книг, в библиотеке было так интересно, что все стремились пойти туда. В стороне от главного входа стояли длинные столы, и вдоль них выстраивалась очередь к библиотекарю.
Она подбирала книги по вкусам школьников и рассказывала об их содержании. Если книга была важна с ее точки зрения, она всем рассказывала ее содержание. Эта очередь была самой интересной очередью, которую я когда-либо видел. Завидев меня, она говорила: «Дима Лихачев, я приготовила вам такие-то и такие-то книги». Учителя и библиотекарь обращались в те времена к ученикам на «вы», по имени, но на «вы». Это учило вежливости. И если она считала, что мой выбор удачен (а я любил книги по географии), она рассказывала остальным в течение двух-трех минут о содержании книг, которые я заказал, или о тех книгах, которые заказывали другие. Библиотекарь была на уровне учителя гимназии. Она делала главное — вызывала интерес учеников к книге. Это великая задача, потому что всякая образованность создается чтением и книгами, а не телевизором.
Это одно из последних выступлений Д.С. Лихачева.