15 барьеров общения и их преодоление | РИТОРУ.РУ 
РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

Барьеры общения – это факторы, которые мешают эффективной коммуникации, являются причиной недопонимания или даже конфликтов. Наличие барьеров приводит к снижению эффективности общения, возникновению напряжения и отрицательных эмоций. Нередко барьеры становятся основной причиной конфликтных ситуаций.

Барьеры общения - ritoru.ru

Барьеры общения условно можно разделить на две группы: социально-психологические и коммуникативные.
Социально-психологические барьеры в общении возникают из-за индивидуальных психологических характеристик людей, вступающих в общение (скрытность, застенчивость, различия в темпераменте), а также из-за особенностей их взаимоотношений (недоверие, неприязнь, социальная разница). Личностные факторы являются ключевыми в возникновении ситуаций неэффективного общения. Поскольку каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира через призму своего опыта, оценка информации может значительно варьироваться. Это приводит к тому, что человеку становится трудно понять собеседника, обладающего иной точкой зрения, с другим восприятием действительности.

Виды социально-психологических барьеров

1. Эстетические барьеры возникают, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может зависеть от особенностей его внешности, выбора одежды или отдельных элементов гардероба. Здесь на помощь придет принцип вежливости Дж. Лича, а точнее максима великодушия. Будьте великодушны, снисходительны. Старайтесь не обращать внимания на особенности внешнего облика, сосредоточьтесь на общении, чтобы лучше понять. Возможно, то, что говорит ваш нелепо одетый коллега является лучшим решением производственной проблемы.

2. Интеллектуальные барьеры связаны с различиями в стилях мышления, скорости умственных процессов и уровнях интеллектуального развития. Например, взаимодействие оптимиста и пессимиста не всегда бывает плодотворным, так как первый будет искать положительные стороны и пути решения, тогда как второй сосредоточится на отрицательных аспектах. К интеллектуальным барьерам можно отнести некомпетентность, когда собеседник не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает раздражение или недовольство у партнера по общению. Это барьер преодолевается трудно. Бывает, что достаточно спокойно объяснить коллеге, как заполнить таблицу с данными, и барьер исчез. Однако в некоторых случаях требуются месяцы и годы обучения, повышения квалификации, чтобы барьер преодолеть.

3. Мотивационные барьеры возникают, когда у людей имеются разные цели, мотивы что-то сделать. Это нередко приводит к недопониманию и искажениям в восприятии одной и той же информации. Помните басню Ивана Крылова «Лебедь, щука и рак»? У товарищей общая задача, но один хочет лететь, другой пятится назад, а третий тащит в воду…

4. Барьер установки – отрицательное отношение к собеседнику может искажать восприятие его слов и вызывать внутренний протест. Это часто возникает из-за негативного предыдущего опыта общения или мнений других людей (создается предвзятость).

5. Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния – относится к ситуативным барьерам. Часто проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими. Лучшее решение — выбрать момент для коммуникации, когда обнаруженный барьер исчезнет или его действие ослабнет. Можно попытаться изменить эмоциональный фон, сообщив хорошие новости, воодушевив перспективами своего собеседника.

6. Социальные барьеры могут возникать из-за различий в социальном статусе собеседников. Если они придают значение социальному положению друг друга, это может стать препятствием, усложняющим общение. Однако в некоторых ситуациях статус не имеет значения, например, когда речь идет о любимом хобби или поддержке друг друга. Не будьте высокомерны. Будьте немного проще.

7. Культурные барьеры – даже в поликультурном пространстве одной страны существует высокая вероятность столкнуться с человеком, имеющим отличные от ваших убеждения и ценности. Например, обсуждая дегустацию вина с тем, кто по религиозным причинам не употребляет алкоголь, вы можете столкнуться с недопониманием. Поэтому стоит заранее ознакомиться с жизненными позициями собеседника, его взглядами, чтобы избежать неловких моментов.

8. Моральные и этические барьеры влияют на степень взаимопонимания, так как несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов могут затруднить общение. Трудно общаться с людьми, которые не разделяют наши нормы этики и морали.

9. Поведенческий барьер – пересекается с социальным, культурным и этическим барьерами, поскольку социальное положение, национальная культура, воспитание могут влиять на поведение. Неприемлемое для партнера поведение – помеха в коммуникации. Так, высокомерное или хамское поведение, снисходительный тон вряд ли помогут построить эффективное общение. Старайтесь общаться со всеми на равных, хвалите человека даже за самые маленькие победы.

10. Эмоциональный барьер включает в себя сильные негативные переживания, такие как стыд или тревога, которые мешают полноценному общению. Проблемы на работе или дома могут негативно сказываться на восприятии нового. Внутренние переживания могут сказаться на общении, восприятии новой информации. Любая неуместная фраза от коллеги может выбить из колеи. Научитесь абстрагироваться от негативных эмоций и сосредоточиваться на диалоге с собеседником, избегая личной оценки.

11. Барьер низкой самооценки – мешает вступать в общение и поддерживать нужные деловые контакты, поскольку человек не уверен в своих возможностях, способностях или талантах. Что делать? Попытаться повысить самооценку самостоятельно или поработать с психологом.

Коммуникативные барьеры в деловом общении

Коммуникативные барьеры – это разного рода трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию.

Основные виды коммуникативных барьеров:

  1. Проксемические барьеры возникают, например, из-за большого расстояния между коммуникантами, их неудачной расположенностью в пространстве по отношению друг к другу. Например, оратор встал слишком далеко от первых рядов слушателей, что мешает ему поддерживать нормальный контакт с аудиторией.
  2. Семантические – между собеседниками есть несоответствие словесного запаса или партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают совсем разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой («грязными» способами), даже если окружающие пострадают.
  3. Логические барьеры возникают, когда человеку не удается четко и последовательно изложить свои идеи. В таких диалогах наблюдается нарушение причинно-следственных связей и частая подмена понятий, противоречия.
  4. Фонетические барьеры связаны с плохой техникой речи, когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации. Обучение технике речи и улучшение дикции могут значительно снизить фонетические преграды. Регулярные тренировки, такие как артикуляционные упражнения и чтение вслух, позволят сделать речь более выразительной и понятной, что в свою очередь улучшит качество общения.

Преодоление барьеров - ritoru.ru

Как преодолеть барьеры общения?

Основная сложность заключается в том, что люди часто не осознают причины своих коммуникативных проблем. Это особенно верно для психологических барьеров. Ведь некоторые барьеры можно устранить уточнением смысла сказанного и исправлением формулировок, психологические же барьеры глубже, так как они связаны с подсознательными установками и труднее поддаются контролю.

Для снижения вероятности возникновения барьеров полезно следить за своим внешним видом и манерами общения, адаптируя их к ситуации; а также стараться воспринимать собеседника без предвзятости и осуждения. На самом деле, барьеры общения становятся препятствием лишь до тех пор, пока вы не начнете их осмыслять. Преодоление барьеров общения требует неизменного желания работать над собой. Сильное и искреннее стремление понять и быть понятым становится залогом успешного взаимодействия в любых сферах жизни. Однако коммуникация (по принципу кооперации Г.П. Грайса) — это совсем не односторонний процесс. Только если обе стороны коммуникации прикладывают усилия, идут на встречу друг другу, то деловое общение может быть эффективным.

Материалы по теме:

Принцип вежливости Лича
Принцип вежливости – один из ведущих принципов коммуникации. Известный ученый Джеффри Лич, воспринимавший язык как инструмент реализации вежливости, в середине 1980-х годов  предложил  (совместно ...
Что такое стилистика в русском языке?
Что такое стилистика в русском языке? Что она изучает?
Склоняется ли фамилия Шмидт?
В последние время очень многие спрашивают на форумах и в социальных сетях, склоняется ли фамилия Шмидт и другие похожие на неё.
Склоняется ли фамилия Волк?
Русские фамилии обычно склоняются, не вызывая вопросов. Однако при употреблении некоторых славянских фамилий затруднения возникают. Такой, например, является фамилия Волк.
Правильное ударение в слове вероисповедание
В этой заметке мы подскажем правильное ударение в слове вероисповедание. Вы, вероятно, обращали внимание, что в речевой практике можно услышать ударение на пятом (вероиспове́дание) и ...