В этом материале рассмотрим, что такое техника речи в современной риторике?
Техника речи, по данным словаря-справочника «Педагогическое речеведение», – это «1) совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи; 2) владение приемами эффективного использования речевого аппарата»
Основные понятия техники речи
К основным понятиям техники речи относятся: голос, темп, громкость, тембр, дикция.
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать об эмоциональном состоянии человека. Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать об эмоциональном состоянии учителя или ученика. Нередко люди реагируют именно на интонацию, а не слова. Реакция ученика на то, что говорит педагог, во многом связана с тем, каким тоном произнесено высказывание. Так, слова о статье какого-либо автора «Это шедевр!» будут не одинаково восприняты, если оратор произнесет их с интонацией восхищения и одобрения, или с иронией (и даже сарказмом). Поэтому нужно постоянно стремиться расширять диапазон интонационной выразительности и уметь точно, без двойных смыслов, выражать послание. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, он должен соответствовать тому, что говорится.
Темп – скорость говорения. Он может быть быстрым, средним, медленным. Оптимальным условием легкого восприятия является средний темп – примерно 100–120 слов в минуту. Темп речи зависит от общего смысла высказывания, от конкретной речевой задачи, от ситуации общения, от стиля произношения, контекста и так далее. При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе, второстепенная информация может даваться в убыстренном темпе. Иногда важную мысль целесообразно повторить. Плохо воспринимается слишком медленный темп речи, так как он не поспевает за ее восприятием слушателями. Они не могут также вычленить в этом медленно текущее потоке главное и второстепенное, а потому теряют нить рассуждения.
Оратор, который говорит очень медленно, часто вызывает скуку и раздражение. Но в некоторых моментах речи выступающие намеренно снижают темп, для того чтобы пробудить соразмышления у слушателей.
Громкость – это интенсивность звучания, большая или меньшая сила произношения, зависящая также от обстановки общения, словесного содержания. По высоте голос бывает высоким, средним и низким, это зависит от его природы. Для оратора важна сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект информации оказывается значительно сниженным. Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правильно оратор расценивает высоту своего голоса. Главное, чтобы он был естественным.
Тембр – дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, его колорит, «цвет». У каждого человека свой тембр голоса – глухой, дрожащий, звонкий, острый, жесткий, бархатный, металлический и т. п.
Дикция – отчетливость произнесения звуков речи и их сочетаний. Отчетливость произнесения это отражение внутренней дисциплины, потребность в ясном представлении другим себя и своего мнения, а также настроенность на партнера – забота о том, чтобы партнеру не пришлось прилагать усилия, чтобы расслышать речь. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Такой термин распространен в актерской среде. Паузы (остановки в речи) облегчают дыхание, позволяют обдумать мысль. Подчеркнуть и выделить ее.
Особое место в работе над дикцией занимают скороговорки, подобранные специально под конкретного человека. Используя их можно научиться преодолевать дикционные трудности.
Гигиена голоса оратора
Гигиена голоса оратора – совокупность мер по сохранению высокой работоспособности голосового аппарата. В гигиене голоса выделяют три основных компонента:
- гигиена дыхания (вдох через нос),
- гигиена питания (пища и напитки не должны травмировать слизистую оболочку глотки и гортани),
- психогигиена (предписывается избегать переутомления и чрезмерных эмоций),
- отсутствие вредных привычек, отрицательно влияющих на звучание голоса (алкоголь, курение).
Голосовой аппарат быстрее изнашивается при монотонном звучании речи, а также при злоупотреблении крайними участками диапазона. Не меньший вред приносят форсирование громкости и противоположная манера – вялое, тусклое звучание (голос без «опоры»).
Нерациональная работа голосового аппарата иногда может быть обусловлена различными заболеваниями или дефектами, то есть причинами не обусловленными уровнем ораторской компетентности.
Постановка голоса – процесс усвоения правильной координации, наиболее рационального взаимодействия органов и систем речевого аппарата в целях профессионального использования. Благодаря постановке голоса голосовой аппарат приобретает способность выдерживать значительную голосовую нагрузку и давать максимум звуковой энергии при минимальной затрате сил.