Композиция – это построение речи. Когда мы говорим о композиции публичной речи, то имеем в виду её структуру, последовательность и взаимосвязь частей. В этом материале рассмотрим, из каких частей состоит публичная речь, то есть её формальную (от слова форма) композицию.
Обязательные части публичной речи и их функции
Классическая по композиции речь, это знают многие, имеет трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Рассмотрим трехчастную композицию речи и функции каждой её части.
Вступление:
- Привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части.
- Завоевать доверие, симпатию аудитории.
- Вызвать интерес к предмету.
Основная часть:
Сообщить информацию, аргументировать, развлечь и т. д. Функции основной части сильно зависят от вида речи и её целевой установки. Например, при выступлении с научным докладом функция основной части — проинформировать, возможно, ещё и убедить. В поздравительной речи функции основной части уже другие – развлечь, поднять настроение, воодушевить.
Заключение (концовка):
- Суммировать сказанное.
- Сделать выводы.
- Закрепить основную мысль в памяти слушателей.
- Призвать к действию (в некоторых видах речи).
Вступление: начало речи
Необходимо помнить, что вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. В самом же вступлении есть две части:
- зачин;
- завязка.
Зачин нужен, чтобы овладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой, а касаться условий, в которых происходит встреча и т. п. Приведём пример: «Добрый день! Я вижу в этот дождливый день, нас сегодня собралась немного, но, думаю, пришли те, кому действительно интересно, поэтому начнём без промедления».
Завязка – это уже подход к теме выступления. В завязке нужно обозначить проблему и связать её с интересами слушателей: «Сегодня я расскажу вам о жанре интервью, потому что, во-первых, интервью журналисты берут очень часто, во-вторых, вам в скором времени нужно будет самим взять первое интервью, а сделать это не так просто, как может показаться…».
Функции (назначение) вступительной части: привлечь внимание слушателей и подготовить аудиторию к восприятию речи, её основной части; завоевать доверие аудитории и вызвать интерес к предмету.
Приведём также некоторые практические рекомендации по вступительной части речи, которые дают известные авторы риторических трудов П. Сопер, И. А. Стернин и др.:
- начиная выступление, в большинстве случаев, не следует демонстрировать какого-либо недовольства (численностью, подготовкой помещения);
- не следует делать замечаний аудитории в целом, если они касаются одного человека;
- если все присутствующие заняли задние места, лучше подойти к слушателям ближе и начать перед ними выступление (не заставлять их пересесть).
Неправильные приёмы в начальной части выступления (случаи «коммуникативного самоубийства»):
- говорить, что вы не оратор и т. п.
- начинать выступление с извинений за неподготовленность, непрофессионализм и т. д.
Основная часть публичной речи. Способы расположения материала
Функции основной части, как я уже отмечал, определяются видом речи и её целевой установкой. Однако независимо от вида речи основное требование, предъявляемое к главной части выступления, – это логическая последовательность и стройность изложения материала. Поэтому в современной ораторской литературе описываются методы построения речевых отрезков выступления.
Способы расположения материала
Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Оратор начинает основную часть выступления с рассмотрения конкретных случаев, примеров и подводит слушателей к главному обобщающему положению, выводам.
Примерная модель индуктивного построения основной части следующая:
- Конкретный материал по теме (факты, примеры, рассказ о случаях и т. д.).
- Общетеоретическое положение, выводимое из частных положений, определяющее тему и основную мысль выступления.
Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какое-то положение, а потом на частных примерах разъясняет его смысл, показывает состоятельность и т. п.
Примерная модель дедуктивного построения основной части следующая:
- Общетеоретическое положение, определяющее тему выступления.
- Конкретный материал по теме (факты, примеры, рассказ о случаях, рассуждения о частностях, деталях и т. д.), который разъясняет общетеоретическое положение, показывает его состоятельность или несостоятельность.
Метод аналогии – сопоставление (сравнение) различных явлений, событий, фактов. Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям.
Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения.
Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным. Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных. При этом оратор нередко объявляет план выступления.
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.
Типичные недостатки композиции основной части (композиционные ошибки)
Следует обратить внимание на типичные недостатки композиции, которые нужно избегать при подготовке выступления:
- Нарушение логической последовательности в изложении материала (ассоциативный тип построения речи, «Лоскутное одеяло» и др.).
- Перегрузка текста теоретическими рассуждениями.
- Отсутствие доказательности основных положений.
- Обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своём выступлении. Это лишает возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые проблемы, кроме того, утомляет слушателей. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3–4 вопросов.
- Шаблонное, трафаретное построение речи.
Концовка публичного выступления
В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление придаёт речи в целом незавершённость, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как основная часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания.
Варианты концовок публичной речи
Рассмотрим типичные варианты концовок публичной речи (по И. А. Стернину).
Цитата, афоризм, поговорка и т. п. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «И помните: самолёты в плохую погоду не летают, а с работы можно вылететь в любую погоду! Выводы сделайте сами…».
Обобщающий вывод. Основной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами, например: «Итак…»; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.
Обращение к слушателям, пожелание. Можно в конце речи пожелать слушателям приятно провести выходные, праздники и т. п.
Иллюстрация. Основная идея поясняется примером, житейской историей, аналогией, притчей, аллегорией.
Прием кульминации. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И Россия будет помнить наши имена!». Специалисты отмечают, что кульминация уместна не для всех типов публичных выступлений, но, если уместна, то производит достаточно сильное впечатление на аудиторию.
Комплимент аудитории. В сочетании с благодарностью такая концовка эффективна и традиционна. Пример: «Спасибо, мне было очень приятно выступать перед вами».
Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Однажды, завершая лекцию у студентов-юристов, я рассказал им очень смешной лингвистический анекдот по теме занятия. На следующей паре я спросил, что мы делали на прошлой лекции. Все хором ответили: «Вы рассказывали нам анекдот!» Анекдот помог вспомнить студентам тему и частично содержание лекции. Однако нужно понимать, что такая концовка подойдёт не для любого вида речи.
Благодарность за внимание. Это традиционная и эффективная концовка. Несколько менее традиционной её может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесёт дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, т. е. сделает комплимент аудитории.
Типичные неудачные концовки
Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Типичные неудачные концовки публичных выступлений:
- Не рекомендуется говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции».
- Не следует заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызовет у аудитории недоумение и испортит впечатление от речи.
- Не рекомендуется извиняться: «Извините, что так долго говорил», «Мне не удалось все рассказать» и т. п.
- Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как сделан вывод.
- Нельзя обрывать речь, оставлять её без заключения и уходить.
- Не следует оставлять аудиторию в настроении безнадёжности и беспросветности. Надо дать слушателям надежду, наметить выход из положения, выразить уверенность в благополучном исходе дела.
Профессор И. А. Стернин в книге «Практическая риторика» не рекомендует завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать». По мнению учёного, такие концовки могут подорвать авторитет оратора, когда тема была не раскрыта и аудитория не получила достаточно информации.