Композиция публичной речи | РИТОРУ.РУ 
РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

Композиция – это построение речи. Когда мы говорим о композиции публичной речи, то имеем в виду её структуру, последовательность и взаимосвязь частей. В этом материале рассмотрим, из каких частей состоит публичная речь, то есть её формальную (от слова форма) композицию.

Обязательные части публичной речи и их функции

Классическая по композиции речь, это знают многие, имеет трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение. Рассмотрим трехчастную композицию речи и функции каждой её части.

Вступление:

  • Привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части.
  • Завоевать доверие, симпатию аудитории.
  • Вызвать интерес к предмету.

Основная часть:

Сообщить информацию, аргументировать, развлечь и т. д. Функции основной части сильно зависят от вида речи и её целевой установки. Например, при выступлении с научным докладом функция основной части — проинформировать, возможно, ещё и убедить. В поздравительной речи функции основной части уже другие – развлечь, поднять настроение, воодушевить.

Заключение (концовка):

  • Суммировать сказанное.
  • Сделать выводы.
  • Закрепить основную мысль в памяти слушателей.
  • Призвать к действию (в некоторых видах речи).

Вступление: начало речи

Необходимо помнить, что вступление является обязательным элементом любого публичного выступления. В самом же вступлении есть две части:

  • зачин;
  • завязка.

Зачин нужен, чтобы овладеть первичным вниманием аудитории. Он представляет собой краткий словесный подход к теме, причем он может быть не связан с темой, а касаться условий, в которых происходит встреча и т. п. Приведём пример: «Добрый день! Я вижу в этот дождливый день, нас сегодня собралась немного, но, думаю, пришли те, кому действительно интересно, поэтому начнём без промедления».

Завязка – это уже подход к теме выступления. В завязке нужно обозначить проблему и связать её с интересами слушателей: «Сегодня я расскажу вам о жанре интервью, потому что, во-первых, интервью журналисты берут очень часто, во-вторых, вам в скором времени нужно будет самим взять первое интервью, а сделать это не так просто, как может показаться…».

Функции (назначение) вступительной части: привлечь внимание слушателей и подготовить аудиторию к восприятию речи, её основной части; завоевать доверие аудитории и вызвать интерес к предмету.

Приведём также некоторые практические рекомендации по вступительной части речи, которые дают известные авторы риторических трудов П. Сопер, И. А. Стернин и др.:

  • начиная выступление, в большинстве случаев, не следует демонстрировать какого-либо недовольства (численностью, подготовкой помещения);
  • не следует делать замечаний аудитории в целом, если они касаются одного человека;
  • если все присутствующие заняли задние места, лучше подойти к слушателям ближе и начать перед ними выступление (не заставлять их пересесть).

Неправильные приёмы в начальной части выступления (случаи «коммуникативного самоубийства»):

  • говорить, что вы не оратор и т. п.
  • начинать выступление с извинений за неподготовленность, непрофессионализм и т. д.

Основная часть публичной речи. Способы расположения материала

Функции основной части, как я уже отмечал, определяются видом речи и её целевой установкой. Однако независимо от вида речи основное требование, предъявляемое к главной части выступления, – это логическая последовательность и стройность изложения материала. Поэтому в современной ораторской литературе описываются методы построения речевых отрезков выступления.

Способы расположения материала

Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему. Оратор начинает основную часть выступления с рассмотрения конкретных случаев, примеров и подводит слушателей к главному обобщающему положению, выводам.

Примерная модель индуктивного построения основной части следующая:

  1. Конкретный материал по теме (факты, примеры, рассказ о случаях и т. д.).
  2. Общетеоретическое положение, выводимое из частных положений, определяющее тему и основную мысль выступления.

Дедуктивный метод – изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какое-то положение, а потом на частных примерах разъясняет его смысл, показывает состоятельность и т. п.

Примерная модель дедуктивного построения основной части следующая:

  1. Общетеоретическое положение, определяющее тему выступления.
  2. Конкретный материал по теме (факты, примеры, рассказ о случаях, рассуждения о частностях, деталях и т. д.), который разъясняет общетеоретическое положение, показывает его состоятельность или несостоятельность.

Метод аналогии – сопоставление (сравнение) различных явлений, событий, фактов. Параллель нужно проводить с тем, что хорошо известно слушателям.

Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы. При концентрическом подходе изложение строится вокруг единого центра, которым является заявленная на обсуждение проблема. Характеризуется постоянным возвращением к проблеме путём последовательного углубления и развития выдвинутого ранее положения.

Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим, без явного возвращения к уже рассмотренным. Широко используется в академическом и социально-политическом красноречии, когда в выступлении рассматриваются несколько вопросов, иногда даже не взаимосвязанных. При этом оратор нередко объявляет план выступления.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.

Типичные недостатки композиции основной части (композиционные ошибки)

Следует обратить внимание на типичные недостатки композиции, которые нужно избегать при подготовке выступления:

  • Нарушение логической последовательности в изложении материала (ассоциативный тип построения речи, «Лоскутное одеяло» и др.).
  • Перегрузка текста теоретическими рассуждениями.
  • Отсутствие доказательности основных положений.
  • Обилие затронутых вопросов и проблем. Оратору не следует освещать много вопросов в своём выступлении. Это лишает возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые проблемы, кроме того, утомляет слушателей. Рекомендуется предлагать вниманию аудитории не более 3–4 вопросов.
  • Шаблонное, трафаретное построение речи.

Концовка публичного выступления

В заключении подводится итог выступления. Здесь особенно важен регламент. Прерванное выступление придаёт речи в целом незавершённость, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как основная часть речи. Заключение должно быть естественным, кратким и вытекать из содержания.

Варианты концовок публичной речи

Рассмотрим типичные варианты концовок публичной речи (по И. А. Стернину).

Цитата, афоризм, поговорка и т. п. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня подготовленности. Например: «И помните: самолёты в плохую погоду не летают, а с работы можно вылететь в любую погоду! Выводы сделайте сами…».

Обобщающий выводОсновной вывод формулируется кратко, но исчерпывающе. Он должен быть выражен простыми словами, например: «Итак…»; после вывода не надо ничего добавлять и ничего комментировать.

Обращение к слушателям, пожелание. Можно в конце речи пожелать слушателям приятно провести выходные, праздники и т. п.

Иллюстрация. Основная идея поясняется примером, житейской историей, аналогией, притчей, аллегорией.

Прием кульминации. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И Россия будет помнить наши имена!». Специалисты отмечают, что кульминация уместна не для всех типов публичных выступлений, но, если уместна, то производит достаточно сильное впечатление на аудиторию.

Комплимент аудитории. В сочетании с благодарностью такая концовка эффективна и традиционна. Пример: «Спасибо, мне было очень приятно выступать перед вами».

Юмористическая концовка. Это может быть шутка, анекдот, смешная история. Однажды, завершая лекцию у студентов-юристов, я рассказал им очень смешной лингвистический анекдот по теме занятия. На следующей паре я спросил, что мы делали на прошлой лекции. Все хором ответили: «Вы рассказывали нам анекдот!» Анекдот помог вспомнить студентам тему и частично содержание лекции. Однако нужно понимать, что такая концовка подойдёт не для любого вида речи.

Благодарность за внимание. Это традиционная и эффективная концовка. Несколько менее традиционной её может сделать небольшое расширение, если оратор не только произнесёт дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих аудиторию, т. е. сделает комплимент аудитории.

Типичные неудачные концовки

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Типичные неудачные концовки публичных выступлений:

  • Не рекомендуется говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции».
  • Не следует заканчивать шуткой, не относящейся к делу. Это вызовет у аудитории недоумение и испортит впечатление от речи.
  • Не рекомендуется извиняться: «Извините, что так долго говорил», «Мне не удалось все рассказать» и т. п.
  • Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как сделан вывод.
  • Нельзя обрывать речь, оставлять её без заключения и уходить.
  • Не следует оставлять аудиторию в настроении безнадёжности и беспросветности. Надо дать слушателям надежду, наметить выход из положения, выразить уверенность в благополучном исходе дела.

Профессор И. А. Стернин в книге «Практическая риторика» не рекомендует завершать выступление фразой типа «Вот и все, что я хотел сказать». По мнению учёного, такие концовки могут подорвать авторитет оратора, когда тема была не раскрыта и аудитория не получила достаточно информации.