Жанровое многообразие ораторского искусства приводит к необходимости как-то его классифицировать, выделить виды публичной речи. В этом материале рассмотрим две классификации видов речей.
Виды публичной речи по цели
Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи» выделяет виды ораторской речи по общей цели:
- информационная речь;
- развлекательная речь:
- агитационная речь (делится на 3 вида):
- убеждающая речь;
- воодушевляющая речь;
- призывающая к действию речь.
Задача информационной речи — пробудить в слушателях интерес к её теме, содержанию, сообщить новое знание (информацию). Где чаще произносятся информационные речи? Местом их произнесения может быть школьный класс, студенческая аудитория, научно-практическая конференция, городская дума, планерка в кабинете руководителя и так далее. В информационной речи могут излагаться факты, события, статистически данные, теоретические размышления, выводы и т.д.
Задача развлекательной речи — создать эмоционально-позитивную атмосферу, доставить слушателям удовольствие, помочь им приятно провести время, посмеяться и отдохнуть. Произносятся развлекательные речи со сцены на концерте, на свадьбах, банкетах, вечеринках и так далее. Основные элементы, по Полю Соперу, — шутка в сочетании с серьезной мыслью, правда и вымысел. В такой речи могут быть зарисованы картинки из жизни юбиляра, рассказаны веселые эпизоды, случавшиеся с оратором или с кем-либо, анекдоты и тому подобное.
Агитационные речи делятся, по Полю Соперу, на воодушевляющие, убеждающие и призывающие к действию.
- Воодушевляющую речь можно услышать на торжественных мероприятиях (спортивных, общественных, внутриорганизационных). В этом виде речи главное — не информация, а воодушевление, положительный настрой слушателей.
- Убеждающая речь специфична. Убедить — это логическими доводами доказать или опровергнуть какое-то положение (тезис). Хотя во многих ситуациях ораторы убеждают не только при помощи логических аргументов, но и используют психологические уловки, воздействующие на эмоциональную сферу. Убеждающие речи призваны повлиять на образ мыслей и поведение людей, но к конкретным действиям не призывают.
- Призывающая к действию речь содержит какую-либо информацию (факты, анализ событий, статические данные), способную пробудить в слушателях психическую восприимчивость, привести к согласию с оратором и желанию выполнить действие, к которому призывают, например: проголосовать на выборах, купить продукт компании, оказать материальную поддержку проекту, бросить курить, заняться самообразованием и так далее).
Таким образом, можно выделить разные виды речи по их целям.
Роды и виды ораторской речи (функциональная классификация)
В зависимости от сферы функционирования публичной речи (по социально-функциональному признаку) выделяют следующие основные роды красноречия:
- социально-политическое;
- академическое;
- социально-бытовое;
- судебное;
- богословско-церковное.
Каждый род объединяет определённые виды публичной речи (жанры) .
1. Социально-политическое красноречие:
- Доклад на политические, социальные, экономические темы.
- Дипломатическая речь.
- Политическое обозрение.
- Военно-патриотическая речь.
- Агитационная речь.
2. Академическое красноречие:
- Вузовская лекция.
- Научный доклад.
- Научный обзор.
- Научное сообщение.
3. Судебное красноречие:
- Прокурорская или обвинительная речь.
- Общественно-обвинительная речь.
- Адвокатская или защитительная речь.
- Самозащитительная речь обвиняемого.
4. Богословско-церковное красноречие:
- Проповедь.
- Речь на Соборе
5. Социально-бытовое красноречие:
- Поздравительная речь
- Похвальная речь.
- Приветственная речь.
- Застольная речь – тост.
- Надгробное слово или поминальная речь.
Данная классификация в целом полно отражает виды публичной речи в современном ораторском искусстве.