Виды публичной речи в риторике | РИТОРУ.РУ 
РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

Жанровое многообразие ораторского искусства приводит к необходимости как-то его классифицировать, выделить виды публичной речи. В этом материале рассмотрим две классификации видов речей.

Виды публичной речи по цели

Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи» выделяет  виды ораторской речи по общей цели:

  • информационная речь;
  • развлекательная речь:
  • агитационная речь (делится на 3 вида):
    • убеждающая речь;
    • воодушевляющая речь;
    • призывающая к действию речь.

Задача информационной речи  — пробудить в слушателях интерес к её теме, содержанию, сообщить новое знание (информацию). Где чаще произносятся информационные речи? Местом их произнесения может быть школьный класс, студенческая аудитория, научно-практическая конференция, городская дума, планерка в кабинете руководителя и так далее. В информационной речи могут излагаться факты, события, статистически данные, теоретические размышления, выводы и т.д.

Задача развлекательной речи —  создать эмоционально-позитивную атмосферу, доставить слушателям удовольствие, помочь им приятно провести время, посмеяться и отдохнуть. Произносятся развлекательные речи со сцены на концерте, на свадьбах, банкетах, вечеринках и так далее. Основные элементы, по Полю Соперу, — шутка в сочетании с серьезной мыслью, правда и вымысел. В такой речи могут быть зарисованы картинки из жизни юбиляра, рассказаны веселые эпизоды, случавшиеся с оратором или с кем-либо, анекдоты и тому подобное.

Агитационные речи  делятся, по Полю Соперу, на воодушевляющие, убеждающие и призывающие к действию.

  • Воодушевляющую речь можно услышать на торжественных мероприятиях (спортивных, общественных, внутриорганизационных). В этом виде речи главное — не информация, а воодушевление, положительный настрой слушателей.
  • Убеждающая речь специфична. Убедить — это логическими доводами доказать или опровергнуть какое-то положение (тезис). Хотя во многих ситуациях ораторы убеждают не только при помощи логических аргументов, но и используют психологические уловки, воздействующие на эмоциональную сферу. Убеждающие речи призваны повлиять на образ мыслей и поведение людей, но к конкретным действиям не призывают.
  • Призывающая к действию речь содержит какую-либо информацию (факты, анализ событий, статические данные), способную пробудить в слушателях психическую восприимчивость, привести к согласию с оратором и желанию выполнить действие, к которому призывают, например: проголосовать на выборах, купить продукт компании, оказать материальную поддержку проекту,  бросить курить, заняться самообразованием и так далее).

Таким образом, можно выделить разные виды речи по их целям.

Роды и виды ораторской речи (функциональная классификация)

В зависимости от сферы функционирования публичной речи (по социально-функциональному признаку) выделяют следующие основные роды красноречия:

  • социально-по­литическое;
  • академическое;
  • социально-бытовое;
  • судебное;
  • богословско-церковное.

Каждый род объединяет определённые виды публичной речи (жанры) .

1. Социально-политическое красноречие:

  • Доклад на политические, социальные, экономические темы.
  • Дипломатическая речь.
  • Политическое обозрение.
  • Военно-патриотическая речь.
  • Агитационная речь.

2. Академическое красноречие:

  • Вузовская лекция.
  • Научный доклад.
  • Научный обзор.
  • Научное сообщение.

3. Судебное красноречие:

  • Прокурорская или обвинительная речь.
  • Общественно-обвинительная речь.
  • Адвокатская или защитительная речь.
  • Самозащитительная речь обвиняемого.

4. Богословско-церковное красноречие:

  • Проповедь.
  • Речь на Соборе

5. Социально-бытовое красноречие:

  • Поздравительная речь
  • Похвальная речь.
  • Приветственная речь.
  • Застольная речь – тост.
  • Надгробное слово или поминальная речь.

Данная классификация в целом полно отражает виды публичной речи в современном ораторском искусстве.

Добавить комментарий