Исследовательский проект НОУ: над чем работать? | РИТОРУ.РУ 
РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

Исследовательский проект представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, которое раскрывает его знания и умение их применять для решения конкретных задач. Написать успешный исследовательский проект — задача сложная, но выполнимая. Этот справочный материал, содержащий комментарии члена жюри, к.ф.н А.В. Попова, поможет лучше подготовить проект обучающегося для выступления на конференции НОУ.

Структура проекта НОУ и некоторые рекомендации

Титульный лист является 1-й страницей работы.

Титульный лист  не нумеруется. Обычно содержит наименование темы работы, в скобках указывается тип проекта, название секции(по предмету), сведения об авторе (Ф.И.О., класс, образовательное учреждение), сведения о научном руководителе (Ф.И.О., должность, место работы), место  выполнения работы и год ее написания.

В оглавлении указываются основные разделы работы (введение, названия глав, заключение, библиографический список, названия приложений) с указанием страниц.

Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим номером страницы.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать  их в другой формулировке, последовательности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.

Введение

Введение исследовательского проектаответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные характеристики.

Во введении кратко обосновывается актуальность выбранной темы,  формулируются цель и задачи, гипотеза указываются объект и предмет исследования, избранный метод (или методы) исследования, определяются хронологические рамки исследования, приводится краткий обзор существующих источников и литературы по данной проблеме, оговаривается, на основании каких источников написано данное исследование.

Основные компоненты введения

Компонент Описание компонента
Актуальность Обоснование выбора темы: личный интерес, противоречивость мнений по изучаемому вопросу, практическая значимость, малоизученность и т.п.
Объект Явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя (например, творчество Г.В. Кондакова). То, на что направлена познавательная деятельность исследователя.
Предмет Конкретная часть объекта, который собственно и исследуется (например, цветовые эпитеты в  текстах Г.В. Кондакова)
Цель Ответ на вопрос: «Что я хочу выяснить в результате проведенной работы?». Цель, как правило, начинается с глаголов: выявить, описать, определить, создать, систематизировать и обобщить, выявить и классифицировать…
Задачи Шаги для достижения цели: изучить литературу по вопросу исследования, провести эксперимент, обосновать…, разработать… и т.п.
Гипотеза Развернутое предположение, требующее доказательства. Как правило, гипотеза формулируется виде сложноподчиненного предложения с придаточным условия («Если…, то…», «Чем…, тем…»)
Методы Ответ на вопрос: «Как проводилось исследование?»

Какие методы (пути достижения цели) использовались.

Теоретическое обоснование Краткий обзор состояния проблемы. Указание основных работ по вопросу.

Фразы-шаблоны для описания актуальности

  • Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
  • … стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
  • В современном мире … имеет большое значение, так как …
  • В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
    Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
  • Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что…
  • Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
  • Тема является предметом оживленных дискуссий …
  • Объясняется это тем, что …
  • На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему…
  • Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Фразы-шаблоны для описания новизны исследования

На сегодняшний день существуют работы, посвященные …. Однако мы решили изучить эту тему …

  • …на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.
  • …в лингвистическом /стилистическом / риторическом аспекте, что придает теме новизну.
  • …на материале (художественных / деловых / публицистических) текстов и в этом заключается новизна данного исследования.

Цель исследования — это конечный (конкретный) результат, которого хотел бы достичь исследователь в своей работе.

  • Описать …
  • Выявить и описать …
  • Выявить взаимосвязь…
  • Обобщить и систематизировать…
  • Выявить закономерности…
  • Описать и классифицировать…

Задачи — это выбор путей и средств достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим следующие задачи:

(выявить и описать, проанализировать, провести анкетирование, эксперимент и т.д.)

Фразы-шаблоны для задач

  • Изучить литературу по теме…
  • Выяснить значение терминов …
  • Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
  • Провести опрос / эксперимент /наблюдение/ анкетирование
  • Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
  • Сделать выводы о …

Методы, которые часто используются в филологических работах:

  • Описание
  • Наблюдение
  • Сравнение
  • Эксперимент
  • Анализ (концептуальный анализ, лингвистический анализ, стилистический анализ, интертекстуальный и др.)
  • Синтез
  • Интерпретация
  • Моделирование
  • Обобщение
  • Беседа
  • Анкетирование
  • Биографический метод

Основная часть исследовательского проекта

В основной части содержится информация, собранная и обработанная автором в ходе исследования, излагаются основные факты, описывается техника исследования, излагаются полученные результаты. Основная часть делится на главы и (или) параграфы.

Глава 1 обычно содержит, теоретическое обоснование темы исследования, итоги анализа специальной литературы.
Главы 2-3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.
В главах 2-3 описывают, где, когда, кем и как проводились опыты или наблюдения, сколько их было проведено, с какой точностью проводились измерения и подсчеты, какие способы обработки первичных данных вы использовали.

Фразы-шаблоны для теоретической главы

  • Ключевые понятия для нашего исследования – это … 
  • Степанов С.С. рассматривает … как …
  • На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
  • Ю.М. Лотман в книге … определяет понятие … как …
  • Петров В.И. понимает под термином …
  •  Лосев А.Ф. в книге «…» дает следующее определение … — это …
  • Сайт … предлагает следующее определение понятия …
  • В статье Иванова А.П. «…» говорится, что…
  • Общеизвестным считается…
  • Принято считать, что…

Практическая глава может содержать:

  • описание проводимого эксперимента, способы обработки данных эксперимента, саму обработку данных в табличном графическом или ином варианте, выводы по проводимому эксперименту, позволяющему оценить правильность выдвинутой гипотезы или признать её ошибочность.
  • Анализ и интерпретацию языковых и литературных фактов, явлений процессов.
  • Анализ данных анкетирования и др.

Некоторые фразы-шаблоны 2 главы

  •  Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
  • Респондентам были заданы следующие вопросы: …
  • Обращает на себя внимание тот факт, что…
  •  Диаграмма показывает…
  • Исследование проводилось на материале…
  • В качестве материала для исследования мы взяли …
  • Источником примеров стали…
  • Результаты анкетирования представлены в таблице 2.
  • На рисунке 2 вы можете видеть…
  • На рисунке 3 представлены…
  • В данном случае мы видим… / имеем дело с…
  •  При этом нельзя не отметить…

Заключение исследовательского проекта

Заключение – это не просто перечень полученных результатов. Необходимо указать, удалось или нет достигнуть поставленной цели, показать практическую значимость работы.

В заключении подводятся:

  • итоги теоретического и практического исследований,
  • делаются выводы.

В заключении содержится:

  • оценка результатов исследования,
  • отмечается практическая значимость исследования.

В заключении даются:

  • рекомендации по использованию и внедрению результатов исследования в практическую деятельность.

В заключении определяются:

  • перспективы дальнейшей работы (если необходимо).

Фразы-шаблоны для описания перспективы исследования

  • Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
  • В перспективе было бы интересно …
  • На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
  • Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить…
  • Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы.
  • Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только… но и…

Список используемой литературы (библиография)

В библиографический список заносятся публикации, издания  и источники, которые использовались автором. Информация о каждом издании включает в себя: фамилию, инициалы автора, название книги, выходные данные издательства, год издания, номер выпуска (если издание периодическое), количество страниц.

Издания должны быть пронумерованы и расположены   в алфавитном порядке. В тексте работы должны быть ссылки на тот или иной научный источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника   в библиографическом списке).

Список используемой литературы (фрагмент для «хорошего» примера)

5. Дягилева, Т. А. Имя собственное в художественном тексте / Т. А. Дягилева // Вестник научных статей, 2021. – № 11-3 (75). – С. 35 – 36.
6. Зотова, Н. Проблема классификации имен собственных / Н. Зотова // Collegium linguisticum — 2020: Сб. науч. ст. по итогам ежегодной конференции Студенческого научного общества МГЛУ. – Москва: Московский государственный лингвистический университет, 2020. – С. 280 – 287.
7. Калугина, Т. В. Топоним как класс имен собственных / Т. В. Калугина, Э. Д. Харахалилова // Актуальные исследования, 2022. – № 18(97). – С. 36 – 39.
8. Новичков, А. А. Онимы как средство создания вторичных миров в художественных произведениях фэнтези // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2011. – №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onimy-kak-sredstvo-sozdaniya-vtorichnyh-mirov-v-hudozhestvennyh-proizvedeniyah-fentezi (дата обращения: 18.02.2022).
9. Подольская, Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская // М. : Изд-во «Наука». – 1978. – 200 с.
10. Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного // А.В. Суперанская. – М. : Либроком, 1973. – 370 с.

Комментарий члена жюри
Такой список литературы может свидетельствовать о глубокой проработке темы (есть работы, ставшие классическими, а также использованы современные исследования; нет сомнительных источников информации; список оформлен по ГОСТу).

Список используемой литературы (фрагмент для «плохого» примера)

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/топонимы

2. 9 топонимов, которые мы неправильно склоняем (потом нам стыдно): https://mel.fm/gramotnost/kak-govorit/1605829-toponyms

3. Способы образования топонимов: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-obrazovaniya-toponimov

Комментарий члена жюри

В списке литературы научного проекта указан только один научный источник – статья.
1 и 2 источники не являются авторитетными с научной точки зрения.

Такой список литературы показывает, что тема исследования не проработана даже поверхностно. Есть риск, что автор «изобретет велосипед», подаст как открытие то, что давно всем известно; список оформлен не по ГОСТу).

Типичные недочеты проектов НОУ (по опыту члена жюри)

Недочеты, связанные с темой проекта и введением

  • Выбор неактуальной темы.
    «Виды сложных предложений в русском языке» (в такой формулировке у темы нет актуальности, так как это описано в любом учебнике русского языка).
  • Неудачная формулировка темы.
    «Великий и могучий школьный сленг».
  • Тема (уровень её сложности) не соответствует возрасту исследователя.
    «Релятивные номинации главного героя в романе В. Набокова «Лолита» (7 класс).

Требования к формулировке темы

  • Тема должна выражать главное содержание всего исследования.
  • Тема должна правильно соотноситься с объектом и предметом исследования.
  • Тема должна быть понятной, доступной (но соответствующей нормам научного стиля речи).

Рассмотрим некоторые примеры (см. таблицу ниже).

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Нормы русского языка Нормы ударения Диалектные и просторечные ударения в речи современных школьников
2. Устная и письменная публичная речь Старославянизмы в публичной речи Особенности функционирования старославянизмов в современной устной и письменной речи
3. Речевой этикет Этикет и комплимент Давайте говорить комплименты!
4. Литературно-художественная символика Значения (семантика) символов в художественных текстах А.П. Чехова. Язык символов А.П. Чехова (на материале прозаических текстов писателя)

Комментарий к таблице

1. Соотношение объекта, предмета и темы правильное.
2. Тема получилась шире объекта. Кроме того, термин публичная речь устойчиво связан с ораторской речью, а здесь, вероятно, имеется ввиду публицистический стиль речи.
3. Некорректная для научной работы формулировка темы (публицистический стиль); предмет получился шире объекта (ЭТИКЕТ шире понятия РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ).
4. Соотношение объекта, предмета и темы правильное.

Цель, задачи и методы

  • Неправильная формулировка цели и/или задач.
    «Цель — привлечь внимание школьников к творчеству писателя»
  • Несоответствие методов заявленным задачам или цели.

Источники теоретической базы исследования и их отражение в тексте работы

  • Слабая проработка источников.
    Не использованы научные работы или их мало.
  • Отсутствие цитирований и ссылок на источники.
  • Преобладание устаревших источников информации.
    Используются в основном исследования 1970-1990 годов, новые источники не проработаны.
  • Использование сомнительных источников информации.
    Работа написана на основе «Википедии», анонимных сайтов с сомнительной информацией, игровых форумов и так далее.

Недочеты основной части проекта

  • Главы основной части между собой совсем не связаны.
  • Практическая глава не содержит исследовательский компонент, а носит реферативный характер.
  • Данные, полученные в практической главе, сомнительны или неправильно интерпретированы.
  • Заключение слишком краткое, оно не содержит описания результатов работы, выводов.
  • Большая часть работы/исследовательская глава – плагиат (иногда на НОУ звучат две одинаковые работы, скаченные с одного сайта).
  • Текст оформлен небрежно.

Темы проектов НОУ и краткие комментарии к ним

  • Вклад А.С. Пушкина в развитие современного русского языка. (Трудно придать новизну, поскольку тема хорошо описана в любом учебнике по истории русского литературного языка)
  • Владимир Иванович Даль и его работы. (Тема реферативного характера, но можно ввести исследовательский аспект)
  • Влияние СМИ на речь современного школьника (Тема актуальна, формулировка корректна)
  • Вопрос о происхождении терминов «Русь», «Россия», «русский»… (Тема сложна для обучающихся среднего звена, поскольку связана с этимологией, для старших классов подойдет)
  • Роль односоставных предложений в текстах поэта-земляка Г. Кондакова. (Предполагается исследование на региональном материале, поэтому есть новизна, актуальность; вводятся в научный оборот новые материалы; тема соотносится с программой дисциплины)
  • Заимствованные слова — благо или ущерб для современного русского языка. (Формулировка темы не подходит для научного стиля речи, но тема актуальна)
  • Концепт … в произведениях русской литературы (опыт составления словаря). (Тема актуальна в психолингвистике и когнитивной лингвистике, но нужно ограничить материал, например: «Концепт РОДИНА в произведениях И.И. Иванова»)
  • Виды тропов и стилистических фигур. (Формулировка не содержит проблемы, нет новизны; тему можно сделать конкретной и актуальной, например: «Роль эпитетов в произведениях поэта-земляка Г. Кондакова»)
  • Великий и могучий школьный сленг. (Публицистический стиль, нет проблемы)

Для проекта стоит брать темы, по которым есть научный задел, чтобы школьнику было на что опираться. Однако рекомендуем  использовать местный (региональный) или малоизученный материал. Так у проекта будет и актуальность, и новизна, и оригинальность.

Это основные моменты, на наш взгляд, на которые стоит обратить внимание научному руководителю при подготовке обучающегося к НОУ. Желаем успехов!

Материалы по теме:

Основные ошибки в употреблении фразеологизмов
Фразеологизм – лексически неделимое и устойчивое словосочетание, обладающее смысловым единством. Как и слово, фразеологизм обозначает целостное понятие. Например: лежать на боку (лениться), кот наплакал ...
Какое окончание в слове пальто?
Вы задумались над вопросом о том, какое окончание в слове пальто? Тогда эта справка для вас.
Куда падает ударение в слове афиняне?
Куда падает ударение в слове афиняне? Ответ: согласно «Современному орфоэпическому словарю русского языка. Все трудности произношения и ударения» профессора К. С. Горбачевича нормативным является ударение
Полный список паронимов для ЕГЭ
Список паронимов для ЕГЭ 2022 года включает 290 слов. Приведенные ниже паронимы  попадутся вам в задании 5 ЕГЭ (точнее пять из них).
Как правильно ставить ударение в слове колледж?
Нас нередко спрашивают о том, как правильно ставить ударение в слове колледж. Это совсем не удивительно, потому что слово активно используется в средствах массовой ...