Научный стиль: свойства и жанры | РИТОРУ.РУ
РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

РИТОРУ.РУ

Образовательный сайт: учебные и справочные материалы, викторины и тесты по риторике, деловому общению, русскому языку

Научный стиль – это стиль речи, который обслуживает научную сферу деятельности и реализуется в основном в письменной форме. Его предназначение — передача научной информации в основном в хорошо подготовленной и заинтересованной в теме аудитории. В этой статье мы рассмотрим основные черты научного стиля и разные классификации его жанров.

Основные черты научного стиля:

  • логическая последовательность, абстрагированность и обобщенность изложения;
  • точность, однозначность, объективность, обезличенность изложения;
  • формальная сжатость при информативной насыщенности;
  • конкретность;
  • безэмоциональность и безличность (эмоциональность и экспрессия присутствуют в научном стиле, но не являются его характерными признаками (свойсвами).

Жанры текстов научного стиля

Научный стиль обслуживает очень широкую и неоднородную сферу деятельности, что обусловило формирование в его рамках следующих подстилей:

— Собственно научный (жанры: диссертация, монография, научная статья, доклад). К этому подстилю относится дипломная работа или выпускная квалификационная работа (ВКР), которая соответствует нормам научного стиля и имеет определенное оформление в разных вузах.

— Научно-популярный (жанры: научно-популярная лекция, статья, очерк).

— Учебно-научный (жанры: конспект, реферат, учебник, методическое пособие, программа, лекция).

— Научно-деловой (жанры: разная техническая документация, сообщения об испытаниях, инструкции для предприятий).

— Научно-информативный (жанры: информативный реферат, патентное описание, аннотация).

— Научно-справочный (жанры: словарь, энциклопедия и справочник).

Каждый из названных выше подстилей и жанров имеет свои индивидуально-стилевые черты, которые, однако, не нарушают единства научного стиля, соответствуя его общим признакам и особенностям.

В учебной и специальной литературе широко представлена классификация жанров научного стиля по виду речи (письменная или устная):

  • Жанры письменной научной речи: монография, диссертация, научная статья, реферат, конспект и др.
  • Жанры устной научной речи: доклад, лекция, реферативное сообщение, научная дискуссия.

Такое доминирование письменных жанров над устными, безусловно, свидетельствует о том, что основной формой реализации научного стиля является письменная (монологическая) речь.

По степени самостоятельности научные тексты принято делить:

  • на первичные (тексты-оригиналы, например: монография и диссертация),
  • вторичные (созданные на основе содержания первичных, например: реферат и конспект)
  • и первично-вторичные (переводной текст, обзоры литературы, школьные сочинения, сообщения на основе различных материалов, отчеты и т.д.).

Материалы по теме:

Почему вопросительное слово КАКОЙ помогает определить окончание прилагательных?
Почему вопросительное слово "какой" помогает определить окончание прилагательных? Вопросительное слово «какой» играет ключевую роль в определении окончания прилагательных из-за взаимодействия с родом, числом и падежом ...
Как убедить собеседника? 12 правил, помогающих эффективно убеждать
Риторика часто определяется как наука убеждать, но что такое убеждение? Убеждение, по словам Ю. В. Ивлева  – "это определенная деятельность и результат этой деятельности. ...
Как правильно сказать: согласно приказу или согласно приказа, согласно договору или согласно договора?
Как же все-таки правильно сказать: согласно приказу или согласно приказа, согласно договору или согласно договора?
Авокадо: какой род? 
Авокадо - вечнозелёное дерево со съедобными плодами, произрастающее в тропиках и субтропиках, и плод этого дерева. Употребление этого слова стало популярным в последние годы.
Грузин или грузинов? Как правильно?
Наверное, почти каждый из нас в своё время задавался вопросом о том, как правильно употребить существительное, обозначающее национальность, в родительном падеже множественного числа.