Это тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку, задание 18. Он формирует (благодаря подсказкам и пояснениям к правильным ответам) навыки находить обособленные конструкции, грамматически не связанные с членами предложения, определять правильную постановку запятых при вводных словах и словосочетаниях, а также при обращении.
В тренировочном тесте нужно определить места постановки запятых и выбрать подходящий пункт ответа.
Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения
Вопрос 1 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Лёшка (1) ты помнишь (2) в этот вечер к нам не зашёл. Я думаю, что (3) ты помнишь (4) и предчувствие весны, и ожидание праздника, и незабываемый восторг своего детства.
A | 1, 2 |
B | 1, 2, 3, 4 |
C | 3, 4 |
D | 2, 4 |
Вопрос 2 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В Академии художеств В. И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.
A | 1, 2 |
B | 3, 4 |
C | 2, 3, 4 |
D | 1, 2, 3, 4 |
Вопрос 3 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.
A | 1, 2 |
B | 1, 2, 3 |
C | 3, 4 |
D | 1, 2, 3, 4 |
Вопрос 4 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете(1) верно(2)
Ее портрет: он очень мил,
Я (3)прежде (4)сам его любил,
Но надоел он мне (5)безмерно.
Позвольте мне(6) читатель мой(7)
Заняться старшею сестрой.
A | 3, 4, 5, 6, 7 |
B | 1, 2, 6, 7 |
C | 6, 7 |
D | 1, 2 |
Вопрос 5 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Тучки небесные(1) вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь(2) вы, будто(3) как я же, изгнанники,
С милого севера в сторону южную.
Кто же (4)вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей(5) клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам (6)страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
A | 1 |
B | 1, 2, 5 |
C | 2, 3, 4 |
D | 2, 3 |
Вопрос 6 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.
A | 3, 4 |
B | 1, 2 |
C | 1, 2, 3, 4 |
D | 2, 3, 4 |
Вопрос 7 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
A | 1, 2, 3 |
B | 1, 2 Подсказка: Слово наконец не придаёт значения последнего, завершающего этапа, поэтому оно просто обстоятельство в этом предложения. Запятыми не выделяется. |
C | 1, 2, 3, 4 |
D | 3, 4 Подсказка: Слово "казалось" — вводное. |
Вопрос 8 |
A | 2, 3, 4 |
B | 1, 2 |
C | 1 Подсказка: Слово «однако» имеет чёткое значение союза НО, поэтому не выделяется запятой. |
D | 2 Подсказка: "Видимо" — вводное слово, выделяется запятой. |
Вопрос 9 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
"Добро(1) мой внук(2) Добро, что не узнал ты деда!.." "Ах(3)дедушка(4) ужели это ты?" И полилась печальная беседа Слезами теплыми на пыльные цветы. "Тебе(5) пожалуй(6) скоро будет тридцать... А мне (7)уж (8)девяносто... Скоро в гроб. Давно (9)пора бы (10) было воротиться". Он говорит, а сам все морщит лоб.A | 1, 2, 5, 6, 9, 10 |
B | 1, 2, 3, 4, 7, 8 |
C | 1, 2, 3, 4 |
D | 1, 2, 3, 4, 5, 6 |
Вопрос 10 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Быть человеком — это (1)значит (2) чувствовать, что ты за все в ответе. В этом мире наше единственное предназначение — быть человечными(3) а значит (4) сострадательными и великодушными.
A | 2, 3, 4 |
B | 3, 4 |
C | 1, 2 |
D | 1, 2, 3, 4 |
Вопрос 11 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан (1)
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал (2)Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью (3)
Явился (4)товарищ (5) майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
A | 1, 2 |
B | 4, 5 |
C | 2, 3, 4 |
D | 4 |
Вопрос 12 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
A | 1, 2 |
B | 2, 3, 4 |
C | 3, 4 |
D | 1, 2, 3, 4 |
Вопрос 13 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
До свиданья(1) друг мой(2) до свиданья.
Милый мой(3) ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья(4) друг мой(5) без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,-
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить(6) конечно(7) не новей.
A | 1, 2 |
B | 1, 2, 6, 7 |
C | 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
D | 6, 7 |
Вопрос 14 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Любить — это не(1) значит(2) смотреть друг на друга, любить — значит(3) вместе смотреть в одном направлении. Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны(4) а значит (5) и историю мира.
A | 4, 5 |
B | 1, 2, 3 |
C | 1, 2, 3, 4, 5 |
D | 1, 2 |
Вопрос 15 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
A | 1, 2 |
B | 1, 3, 4 |
C | 3, 4 |
D | 1, 2, 3, 4 |
Вопрос 16 |
Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.
A | 3, 4 |
B | 1, 2, 3, 4 |
C | 1, 2, 3 |
D | 1, 2 |
Вопрос 17 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила(1) читатель дорогой(2)
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так(3) нелюбимое дитя (4) в семье родной
К себе меня влечет. Сказать вам откровенно(5)
Из годовых времен я рад (6)лишь (7) ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.
A | 5, 6, 7 |
B | 1, 2, 3, 4 |
C | 1, 2 |
D | 1, 2, 5 |
Вопрос 18 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.
A | 1, 2, 3 |
B | 1, 2 |
C | 1, 2, 3, 4 |
D | 3, 4 |
Вопрос 19 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Теперь дуб распускается, и (1) как полагается (2) стало холодно. Я люблю северную природу с её молчаливой хмуростью (3) должно быть (4) за первобытное одиночество.
A | 1, 2 |
B | 1, 2, 3, 4 |
C | 3, 4 |
D | 2, 3, 4 |
Вопрос 20 |
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.
A | 1, 2, 3, 4 |
B | 3, 4 |
C | 2, 3 |
D | 1, 2 |
Примерный алгоритм выполнения задания 18 ЕГЭ (пригодится в тех случаях, когда вы не сможете сразу понять, где должны стоять запятые):
- Определите главные и второстепенные члены предложения (синтаксический разбор).
- Найдите вводные слова или обращения: чтобы это сделать, нужно помнить, что они не являются членами предложения, чаще всего их можно просто убрать из предложения без искажения смысла.
- Вспомните, что является вводным словом, а что не является. Если перед вами вводное слово/словосочетание, то обратите внимание на рядом стоящие союзы.
- Если перед вами обращение, то важно помнить, что оно может состоять из нескольких слов, может повторяться: от этого зависит количество запятых.
- Примените теорию, вспомните исключения по темам.
- Запишите ответ в бланк (ответ записывается цифрами без запятых и пробелов).